Что такое технический паспорт на квартиру. Правила его оформления и хранения
После внесения нововведений в законодательство роль техпаспорта на жильё изменилась.
Данный документ по-прежнему нужен для проведения множества строительных действий и правовых процедур. Он содержит важные сведения о квартире.
О том, что это за документ, для чего он потребуется, вы узнаете после прочтения статьи.
Законодательный аспект вопроса
Выдача и составление рассматриваемого вида документа регламентировано следующими нормативными актами:
- ФЗ 122 о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в госорганах. Он регламентировал деятельность Росреестра и других служб.
- ФЗ 221 о кадастровой деятельности. Закон претерпел значительные изменения. Теперь все сведения о недвижимости должны храниться в Росреестре.
- ГК и ЖК РФ.
- ГОСТы, установившие внешний вид техпаспорта (2.601 и 2.610: оба – 2006 года).
Действовавшее ранее ПП об обязательной техинвентаризации объектов жилого фонда, закрепившее необходимость обновлять технический паспорт каждые пять лет, утратило силу.
Что это за документ
В нём содержатся основные сведения (есть графическая и текстовая часть), которые нужны при выполнении множества правовых процедур. Выглядит он как книжка формата А3, в которой имеются различные таблицы, чертежи и данные в текстовом виде.
Выдаётся данный документ по запросу в Бюро Техинвентаризации, хотя прошение может быть подано и через другие организации (МФЦ или онлайн-сайты), которые играют роль посредника. После подачи заявления в БТИ к собственнику квартиры выезжает специалист, который займётся замером основных параметров жилья и на основе полученной информации составит подробное описание объекта, а затем отразит его в техпаспорте.
Назначение
Стоит отметить, что самостоятельной юрсилой технический паспорт не обладает, но он нужен:
В большинстве сделок, в которых стороны сравнивают данные из выписки из ЕГРН, техпаспорта, кадастрового паспорта и прочих документах. Скажем, при продаже недвижимости собственник не должен обновлять технический паспорт, но, скорее всего, заинтересованные лица попросят «свежий» вариант документа.
- При проведении налогового расчёта (на имущество гражданина).
- Если квартира имела несколько владельцев, которые решили выделить свои доли.
- При оформлении страхования жилья.
- Когда собственник решил провести перепланировку помещения, и ему нужен техпаспорт для получения разрешения на начало работ в компетентной инстанции. Без наличия одобрения такие действия считаются незаконными, и владелец будет наказан штрафом. К тому же после проведения таких работ владелец жилья должен будет обновить ТП.
- В ходе судебных разбирательств. Так, суд может детально рассмотреть недвижимость и принять правильное решение при разделе совместно нажитого имущества после оформления развода.
- В некоторых случаях техпаспорт нужен, если собственник желает зарегистрировать в помещении другого человека.
- Если было решено перевести данное помещение из жилого в категорию нежилого.
- При необходимости получить ипотечный кредит. Банк-кредитор сверит указанную в документе стоимость помещения, которое хочет приобрести клиент, и либо выдаст средства (откажет), либо пересмотрит его цену и даст свою оценку жилплощади.
После введения поправок в законодательство в 2012 и 2017 гг. роль техпаспорта уменьшилась, но это по-прежнему один из важнейших документов, выполняющих функции:
- Документа, позволяющего проанализировать состояние квартиры, сравнить данные с другими свидетельствами на жильё и дать ей оценку.
- Получить иные документы, а также провести сделки с жилплощадью.
Приобретая квартиру, желательно запросить у прежнего собственника (застройщика, если помещение покупают в новостройке, или другого лица, если интересует жильё на вторичном рынке) техпаспорт. Затем сравнить данный в нём чертёж с настоящей планировкой недвижимого имущества. Благодаря этому потенциальный покупатель удостоверится, что не проводилось несогласованных перепланировок, иначе ему (если он купит такое жильё) грозит штраф в размере 1 500 рублей.
Содержание
В ТП прописаны такие сведения:
Указание на конкретного собственника жилплощади.
- Месторасположение жилья.
- Квадратура квартиры в целом и каждой комнаты по отдельности.
- Оценочная стоимость данного имущества.
- Дата возведения и введения в эксплуатацию здания, а также проведения капремонта, перепланировки. Есть также оценка износа всего дома и отдельного помещения (в процентах).
- Стройматериалы, из которых были сделаны и отделаны стены, перегородки и пр.
- Наличие линий коммуникации с указанием их расположения.
- Отметка, указывающая была ли занесена недвижимость и её правообладатель в Росреестр.
В самом конце документа фиксируют дату выдачи, подпись и должностное лицо (с наименованием организации), которое выдало документ.
Немного ранее указывают сведения об инвентаризационной стоимости жилплощади:
- Её цена к тому моменту, когда дом уже построили (именуется как полная балансовая стоимость).
- Стоимость при учёте износа сооружения и помещения (называется остаточной балансовой ценой).
- Во сколько обойдётся строительство такого же жилого дома в настоящее время (это – действительная стоимость объекта по инвентаризации).
В графическом виде дан поэтажный план здания и экспликация помещения. В плане представлен чертёж всего этажа, на котором находится данная квартира. Он необходим при проведении перепланировки, а также сделок с недвижимостью. На его основе можно создать новый чертёж, если произошли изменения в самой жилплощади, или если помещение перевели в категорию нежилого.
Правила ведения и хранения
В некоторых случаях организации и госучреждения могут потребовать от гражданина более «новый» техпаспорт. Скажем, большинство сделок не получится провести с «устаревшим» ТП. Для этого потребуется повторно заказать проведение процедуры измерения и выдачи документа.
Сложности с его оформлением могут возникнуть как раз тогда, когда потребуется его получить, поэтому и рекомендуется регулярное обновление. При этом закон не налагает на собственника никаких санкций, в случае наличия необновлённого техпаспорта. Однако, когда владелец впервые оформил свои права на недвижимость, он обязан подать заявление в БТИ и получить ТП. Расходы за это целиком ложатся на него самого.
В случае обнаружения несостыковок или ошибок, а также если проводилась перепланировка помещения, владелец жилплощади обязан самостоятельно подать заявление на получение нового документа. Переоформление требуется сделать, поскольку если госорганы в дальнейшем обнаружат несоответствие сведений в техпаспорте с реальным состоянием квартиры, нарушитель должен будет заплатить штраф – 1 500 рублей.
Некоторые особенности оформления
Заказать этот документ можно несколькими способами:
- Обратившись в МЦФ.
- Посетив отделение БТИ или официальный его сайт.
- Сделав заказ в специализированных фирмах (в том числе, работающих через сеть интернет), которые займутся получением документа. В таком случае стоимость отправки техпаспорта вырастет, но срок его выдачи может быть сокращён.
Его могут получить:
- Владельцы недвижимости, если они оформили свои права на неё и были зарегистрированы в госорганах.
- Арендаторы помещений, если жильё было получено ими по договору аренды с муниципалитетом.
Техпаспорт на многоэтажный жилой дом хранится в управляющей фирме.
В новостройке
Оформив свои права на жильё с первичного рынка недвижимости, собственнику нужен техпаспорт чтобы зафиксировать, в каком состоянии квартира, какова её планировка и какие системы в ней уже присутствуют (электропроводка, отопление, водопровод, канализация и т.п.), а также их исправность. Разумеется, будут отсутствовать сведения о капремонте.
В таком случае работник из БТИ соберёт основные сведения о данной недвижимости и отразит их в паспорте. Важный момент в указании даты возведения и введения строения в эксплуатацию. Они проставляются в первый раз, а дальнейшем при обновлении они копируются из первоначального варианта документа.
Сам ТП может быть выдан только в том случае, когда:
- Жилой дом был сдан в эксплуатацию.
- В помещение были проведены основные линии коммуникации.
Ипотеке
Оформляя ипотечный кредит на приобретение квартиры, банк затребует техпаспорт жилья, которое заинтересовало клиента. Он нужен учреждению, чтобы:
- Сравнить сведения из ТП с другими документами (выпиской из ЕГРН и пр.), чтобы проверить юридическую «чистоту» данного объекта.
- Определить примерную его стоимость, чтобы понять, оправдан ли запрос клиента именно обозначенной суммы. Инвентаризационная цена за недвижимость, обозначенная в техпаспорте, вычисляется по специальным нормативам и, как правило, отличается от рыночной.
Разница есть и в том, на какое жильё берётся ипотека, поскольку банк может предложить разные программы на покупку жилья с первичного и вторичного рынка. В любом случае, получить ТП должен будет именно продавец недвижимости.
Коммуналка
Что касается коммуналок, то техпаспорт на них нужен в основном в случае, когда жильцы решили выделить собственную долю в жилье или приватизировать имущество. В нём будут указаны характеристики всей квартиры в целом, территорий общего пользования, а также каждой комнаты (с указанием их пользователей).
Если проживающие в коммуналке граждане решили получить техпаспорт на квартиру, лучше будет подготовить договор о порядке пользования общедоступными местами, а затем заверить его нотариально. Это позволит выделить и избежать спорных ситуаций в дальнейшем, а также определить, каким жильцам принадлежат конкретные комнаты. Затем этот договор вместе с заявлением и другими документами подаётся в БТИ.
Важные сведения
Вызов специалиста и подготовка техпаспорта обойдётся собственнику как минимум в 900 рублей. Эта сумма может вырасти в зависимости от особенностей жилья, сроков получения и способа подачи заявки. В дальнейшем информация их технического паспорта перенаправляется из БТИ в Росреестр. В нём, по запросу владельцы жилья, могут получить другой документа – выписку ЕГРН.
Если квартира будет использована в качестве залогового имущества, необходим сам договор с кредитором или иной организацией.
О том, что такое техпаспорт объекта недвижимости, какие сведения в нем содержатся, и для чего он необходим, смотрите в следующем видеосюжете: