Как правильно подать жалобу на Управляющую компанию
Заключая договор на обслуживание многоквартирного дома, управляющая компания берет на себя ответственность за содержание этого дома.
Но не все организации добросовестно выполняют свои обязанности, а бывает и не исполняют их вовсе.
Не стоит затягивать с решением этой проблемы – начинайте действовать сразу!
Возможные причины обращения в контролирующие органы
Очень важно дать всестороннюю оценку возникшей проблеме. Начать стоит с изучения договора, а именно определить обязательства организации перед жильцами дома.
Вне зависимости от формы и условий договора, управляющая компания обязана:
Предоставлять в полной мере с необходимой периодичностью жилищно-коммунальные услуги;
- Проводить подготовку жилого дома к отопительному сезону;
- Содержать в надлежащем состоянии общедомовое имущество;
- Выносить вопросы об эксплуатации дома на общие собрания жильцов, с последующим составлением протокола собрания;
- Предоставлять по запросу актуальные и достоверные отчеты о проведенных работах.
Невыполнение хотя бы одного из перечисленных пунктов – это повод подать жалобу на управляющую компанию.
Положительный исход дела будет зависеть от нескольких факторов, но обязательно необходимо выполнение следующих пунктов:
- Жалоба должна быть обоснованной. Перед написанием обращения убедитесь, что проблема не надумана, а ее решение действительно входит в компетенцию обслуживающей организации.
- Документ нужно направить в орган, полномочный урегулировать возникший вопрос. Направлять обращения сразу в администрацию президента или областную прокуратуру – плохая идея.
Основные правила составления
В жалобе нужно четко и понятно сформулировать суть возникшей проблемы, используя простые выражения и избегая фраз с двояким смыслом. При необходимости стоит приложить к письму фотографии, копии договора и других документов, дополняющих полноту описания вопроса.
Структуру документа можно определить следующим образом:
- Адресная часть: укажите фамилию и имя корреспондента, адрес проживания и контактный телефон;
- Описание проблемы: укажите направление негативной деятельности компании и адрес объекта, к которому эти действия применялись или не применялись. Следует указать ссылки на нормативные акты, положения которых были нарушены при деятельности УК. Это может быть Жилищный Кодекс, СанПин, регламенты и законодательные акты, принятые на местном уровне;
- Призвание к решению проблемы: в завершении сформулируйте просьбу о решении сложившейся ситуации: урегулировать вопрос, призвать к ответственности или обязать произвести то или иное действие управляющую компанию.
Обращение можно напечатать или написать от руки, главное, чтобы текст был читаем и понятен. Заявление обязательно заверяется подписью автора. Лучше сразу подготовить два экземпляра: один отправить по назначению, а второй оставить у себя.
Подать заявление можно лично в ответственный орган или направить его почтой (лучше потратиться и направить письмо с уведомлением). Проконтролируйте получение обращения, уточните входящий номер и примерный срок рассмотрения жалобы. Согласно Федерального закона № 59-ФЗ срок не должен превышать 30 календарных дней.
Написать претензию может любой житель многоквартирного дома, не обязательно ждать инициативы от старшего по дому: этот статус не дает его обладателю каких-либо преимуществ. Но увеличить весомость жалобы можно, если она будет составлена от лица нескольких жильцов. Порядок написания коллективной жалобы не отличается от единоличного обращения. Главное, чтобы каждый из жильцов оставил свою подпись, как подтверждение о согласии с изложенным в обращении.
Правила подачи
Рассмотрим подробнее, куда стоит обратиться за помощью, в случае неправомерных действий управляющей компании.
В управляющую компанию
При возникновении определенных проблем с управляющей компанией начать их решение стоит именно с обращения в саму компанию. Возможно, решение получится достигнуть мирным путем без посещения регулирующих органов.
Администрация города
При каждой администрации любого муниципального деления есть отдел, регулирующий вопросы в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Здесь смогут предоставить квалифицированную консультацию в самом начале пути или обяжут работников УК исправить существующее положение дел.
Жилищная инспекция
Одно из полномочий этой организации – проверка деятельности коммунальных служб, в том числе и управляющих компаний.
Инспекторы назначат выездное мероприятие для проверки соблюдения нормативов по оказанию коммунальных услуг, определят уровень подготовки теплоснабжения и оценят уровень содержания общедомовых территорий.
Роспотребнадзор
Территориальное управление Роспотребнадзора поможет в урегулировании вопросов, касаемых качества оказываемых коммунальных услуг.
Поэтому, если имеет место нарушение пунктов заключенного договора или неудовлетворительное их исполнение, написать жалобу в Роспотребнадзор – верное решение.
Прокуратура
Если есть сомнения в целесообразности использования средств или в случае неправомерных действий УК, стоит обратиться в прокуратуру.
Также здесь могут помочь при бездействии контролирующих органов.
Суд
Суд – крайняя инстанция, куда можно обратиться в решении возникших вопросов.
Основанием для подачи иска будет нарушение обязательств УК, определенных договором. Особенно, если затронута финансовая сторона.
Например, компания отказывает в перерасчете оплаты за коммунальные услуги.
Порядок обращения через интернет сервисы
Интернет во многом упрощает нашу жизнь: все чаще можно получить консультацию онлайн, заказать справку через сеть или получить талон на посещение стоматолога не выходя из дома. Неудивительно, что пожаловаться на работу УК тоже можно в сети.
С 1 января 2017 года портал Госуслуги предоставляет услугу по направлению жалоб в жилищную инспекцию. Стоит помнить, что любой документ, направляемый в электронном виде через портал Госусулги, должен быть заверен личной электронной подписью. Тогда обращение станет основанием для внеплановой проверки названной в нем коммунальной организации.
В случае, если автор жалобы не авторизирован в системе ЕСИА и не имеет личной ЭЦП, жалоба будет рассмотрена, но без проведения выездной проверки. Существует несколько сайтов, где можно оставить обращение без заверения ЭЦП. Оставляя электронное обращение на любом из этих порталов, получение ответа с рекомендациями и разъяснениями гарантировано.
Сайт «Сердитый гражданин» поможет сформировать жалобу на любую тему, в том числе и на ненадлежащее содержание дома. Сайт не принимает анонимные жалобы, поэтому не забудьте зарегистрироваться.
Куда не стоит писать
Озлобленные равнодушием коммунальных работников, жильцы дома могут принять поспешные и необдуманные решения, которые ни к чему не приведут. Например, обратиться за помощью в полицию. Такое решение как минимум нерационально, потому что органы по охране общественного порядка не компетентны в вопросах жилищного хозяйства.
То же самое касается обращений к депутатам. В их полномочия не входят обязанность по наказанию нарушителей порядка, так же как они не могут привлечь кого-то к ответственности. Письмо с жалобой просто перенаправят в муниципальный орган для работы, а это можно сделать и самостоятельно.
Другая крайность – идти с жалобой к высшему руководству. Например, обратиться за помощью сразу в администрацию президента, минуя администрацию города. Несомненно, обращение будет рассмотрено, а после этого переадресовано в нижестоящие органы, то есть в городской муниципалитет. Но в случае, если все ступени власти уже пройдены, и на каждом уровне получен письменный отказ от решения проблемы, есть смысл обращаться к высшему руководству.
Региональные особенности
У жителей Москвы и Санкт-Петербурга список путей решения проблем с УК немного расширен, например, портал «Дома Москвы» или «Наш город» (для Москвы и СПб). На этих сайтах есть общий рейтинг УК, а поданные жалобы находятся в общем доступе. Поэтому в интересах компании исправить замечания в скорейшие сроки.
Но на практике действенней и эффективней в этой области остаются государственные органы: жилищная инспекция, Роспотребнадзор. Схема подачи обращений соответствует описанной выше методике.
Если отсутствует результат
Но если указания этих органов не особо изменили положение, или государственные органы отказались оказать содействие, самое время идти в прокуратуру по месту нахождения организации.
Порядок написания не отличается от общего. Как и обычная жалоба, обращение в прокуратуру может быть коллективным. В письме прокурору нужно четко изложить все нарушения, а в завершении указать требование по устранению допущенных нарушений.
Важно, что перед жалобой прокурору, необходимо направить письмо руководителю УК с требованиями об устранении замечаний. Если ответной реакции в течение 30 дней не поступило, смело обращайтесь к прокурору.
О том, как привлечь управляющую компанию к выполнению своих обязанностей, смотрите в следующем видеосюжете: