Свидетельство о смерти
К сожалению, получать свидетельство о смерти приходится многим. Этот документ необходим родственникам покойного для решения различных вопросов: получения наследства, решения споров, доказательства правомерности получения пособий, например, при потере кормильца.
Когда необходимо
Документ требуется:
- Для решения вопроса с наследством.
- Для решения имущественных и материальных споров, например, для выписки умершего из квартиры.
- При оформлении пенсий покойного и иных социальных выплат: например, пенсий из-за потери кормильца или местных пособий.
- Для оформления материальной помощи от государства.
Как выглядит
Гербовое свидетельство – это документ установленного образца. Выглядит как лист формата А4, который содержит необходимые для определения подлинности водяные знаки и информацию. Последнюю печатают, а не вносят от руки.
В нем прописывают:
- ФИО покойного, даты и места рождения и смерти (страна, область и город), пол, национальность.
- Номер акта, под которым гражданин числится в книге учета.
- Полное наименование отдела ЗАГСа.
- Дату выдачи, там же ставят печать и расписывается начальник отделения.
- В самом низу указывают номер документа.
В книге госактов дополнительно указывают:
- Где был прописан умершего.
- Причину смерти и номер медицинского заявления.
- ФИО и адрес заявителя.
Порядок получения
Документ может быть получен:
- Родственниками или доверенным лицом: последний должен предоставить доверенность, подписанную у нотариуса.
- Лица, которые присутствовали рядом в момент смерти (друзья, соседи).
- Сотрудники следственных органов, если необходимо провести расследование.
- Если человек умер в армии, больнице или тюрьме, свидетельство будет выдано командиру части, главному врачу или начальнику тюрьмы соответственно.
Для получения свидетельства необходимо прийти в ЗАГС в течение 3 дней и принести следующие документы:
- Заявление на получение документа.
- Паспорт заявителя.
- Паспорт умершего.
- Доказательства родственных связей, если получателем является родственник.
- Медицинское свидетельство о смерти.
Сотрудники ЗАГСа внесут все данные в актовую книгу и в течение дня выдадут свидетельство. Эти сведения будут храниться 100 лет, затем их передадут на государственное хранение.
Медицинское свидетельство о смерти
Это официальное врачебное заключение, подтверждающее, что гражданин умер. Получить его можно по месту подтверждения факта смерти, например, в больнице или морге. Выдается врачебное заключение только родственникам или опекунам умершего, а также правоохранительным органам. Выдача бумаги происходит в день обращения.
Различают два варианта медицинских свидетельств:
- Окончательное: после родственники забирают умершего из морга.
- Предварительное: оно выдается, если необходимо дополнительное изучение для установления причин смерти. В этом случае покойного оставляют в морге еще на 45 дней.
После выдается окончательное медицинское свидетельство, на котором отмечают номер предварительного.
Чтобы получить документ, необходимо принести:
- Паспорта умершего гражданина и родственника. Если паспорта умершего нет, необходимо получить выписку из домовой книги о том, что человек проживал там.
- Страховой полис медицинского страхования.
- Амбулаторную карту, если она на руках.
При получении необходимо проверить отсутствие ошибок и опечаток, а также наличие печати учреждения и подписи врача на обороте. При обнаружении ошибок необходимо попросить сразу исправить их, иначе после могут возникнуть проблемы. Получить бумагу родственники смогут только под расписку, которая будет храниться в медицинском учреждении год.
Как внести изменения
Если в документе обнаружена ошибка, необходимо обратиться в отделение ЗАГСа, где была получена бумага, с заявлением. В заявлении необходимо указать:
- Данные заявителя: ФИО, адрес, дату и место рождения.
- Номер записи в книге актов.
- Что именно необходимо заменить или исправить.
Вместе с заявлением нужно приложить:
- Выданное ранее свидетельство о смерти;
- Документы, подтверждающие возможность исправлений.
Срок рассмотрения заявления составляет 30 дней, в некоторых случаях он может быть увеличен еще на 60 дней, если у сотрудников имеются сомнения в правомерности просьбы.
Ответ сотрудники ЗАГСа должны направить в письменном виде, а также вернуть все документы.
Как получить дубликат
Если документ был утерян или пришел в негодность, можно получить его дубликат.
Лично
Для этого нужно обратиться в отдел ЗАГСа, выдавшего оригинал, с заявлением. Его можно заполнить заранее или на месте. В нем указывают:
- Данные заявителя: ФИО, адрес и паспортные данные.
- Данные умершего: ФИО, дату и место смерти, место вручения оригинала свидетельства.
- Причину получения дубликата: оригинал, утрачен, потерял, сгорел, порван.
- Число и подпись.
С заявлением прикладывают:
- Паспорт заявителя.
- Квитанцию об оплате госпошлины: она составит 200 рублей.
- Подтверждение родственных или иных связей: свидетельство о бракосочетании или рождении. Если заявитель не является родственником, необходимо указать причину: например, необходимость выписать покойного из квартиры.
Направить обращение можно лично или письмом. Сроки получения копии разнятся в зависимости от места обращения:
- Если это тот же ЗАГС, что выдавал оригинал, дубликат будет готов в течение дня, даже часа.
- Если заявление направлено письмом, придется подождать, пока оно дойдет сперва в одну сторону, после – обратно.
- Если в ЗАГСе не сохранились данные о выдаче оригинала или о регистрации смерти, или заявитель обратился в другое отделение в другом городе, выдача копии может растянуться на месяц.
Через интернет
Также получить дубликат можно через портал Госуслуг. Для этого необходимо:
- Зарегистрироваться на сайте.
- Заполнить форму, указав необходимые данные умершего и заявителя, а также где был получен оригинал.
- Оплатить госпошлину онлайн.
После того как данные будут обработаны, заявителю придет ответ с адресом ЗАГСа, в котором он сможет получить копию. Ответ придет в течение месяца.
Случаи отказа
В некоторых случаях в выдаче дубликата могут отказать. Это может быть связано с отсутствием:
- Необходимых документов, например, паспорта.
- Причины для получения: ЗАГС не имеет права выдавать свидетельство сторонним лицам.
- Сведений о запрашиваемом покойном.
Отказ выдается исключительно в письменном виде лично или по почте. Заявитель имеет право повторно обратиться в ЗАГС, предоставив требуемое. В случае необоснованного отказа он может обратиться в суд.
Получение пенсии после смерти
О том, кто имеет право на на пенсию, не полученную умершим пенсионером, и как ее оформить – в блоге юридической помощи Никиты Петрова.
Здраствуйте. Я гражданка из Туркмении. Хочу попросить как получить из Воронежская обл справка о смерти череэ интернет. Будем платить