Порядок приватизации муниципальной квартиры: с чего начать и какие этапы предстоит пройти?
Приватизация квартир, начавшаяся еще в 1991 году, до сих пор не завершена. Конкретного срока для окончания бесплатной приватизации не будет.
Раньше предполагалось, что после указанного срока приватизировать жилье, арендуемое по договорам соцнайма, можно будет только в платном порядке.
Для чего нужно приватизировать квартиру?
Сегодня в РФ порядка 70% жилья передано в частную собственность посредством приватизации. В странах Европы же этот показатель редко доходит даже до 40%. Там квартиры предпочитают арендовать.
Но и приватизации имеет несомненные преимущества:
- Возможность продать жилье, превратив его в реальные деньги.
- Обмен квартиры на большую или лучшей планировки.
- Возможность сдавать жилье внаем и получать дополнительный доход.
- Дарение или завещание недвижимости.
- Оформление достаточно крупного кредита, в котором квартира будет выступать залогом.
- Возможность прописывать родственников и иных граждан на личную жилплощадь.
В случае признания дома подлежащим сносу, аварийным равноценное жилье выделяется только собственникам приватизированных квартир или же предоставляется компенсация.
При переходе в частные руки недвижимость более не принадлежит муниципалитету или государству. Поэтому вместе с «бонусами» новый владелец получает обязанности: уплата налога на недвижимость, взносы на капитальный ремонт.
Кто имеет право на приватизацию?
Государственные (муниципальные) квартиры предоставляются гражданам по договору соцнайма. В нем указывается гражданин, который является ответственным нанимателем. Только он вправе провести перевод недвижимости в свои (частные) руки вместе с членами семьи, проживающими с нанимателем на одной жилплощади.
Жилищный кодекс (69-я статья) к членам семьи относит:
супруги – жена и муж;
- дети;
- внуки;
- родители;
- бабушки и дедушки;
- иждивенцы нанимателя, которые находятся на его содержании: дети, инвалиды, недееспособные, поселенные в жилье в качестве родственников;
- иногда члены семьи устанавливаются судом, например, внебрачные дети;
- другие граждане, имеющие с нанимателем родственные связи, доказанные документально.
Все, кто проживает в квартире, имеют право на участие в приватизации. Более того, если хотя бы один из жильцов отказывается участвовать в процедуре, приватизация не может быть проведена без письменного отказа.
Способы получения муниципального жилья в собственность
Порядок приватизации квартир и иных жилых помещений сегодня предусматривает два возможных способа:
Стандартная приватизация (занимает в среднем 2-4 месяца).
- Быстрый вариант (предполагает оформление документов в течение 15-30 дней, но стоит существенно дороже).
Кроме того, приватизировать квартиру можно как:
- самостоятельно;
- через доверенного представителя;
- через сотрудников юридической фирмы.
Вообще, процедура предполагает большие затраты времени от всех нанимателей муниципального жилья, а, особенно, от ответственного нанимателя.
Приватизация недвижимости через фирму-посредника предполагает оформление доверенности на сотрудника компании-посредника. Наниматель предоставляет пакет документов, затем забирает готовое свидетельство и договор о приватизации. Оформление занимает 2–4 недели.
Бесплатная приватизация муниципальной квартиры осуществляется до марта 2016 года.
Ранее конечной датой проведения такой процедуры было установлено 1 марта 2015 года, однако сейчас срок приватизации продлили еще на 12 месяцев.
Документы, необходимые для оформления прав собственности
Для проведения приватизации муниципального жилья потребуется пакет документов:
Выписка из решения (ордер) – копия и оригинал.
- Поэтажный план, экспликация помещения, выданные в БТИ. Перепланировки должны быть заранее узаконены.
- Для всех нанимателей старше 14 лет обязателен паспорт РФ.
- Для детей младшего возраста – свидетельство о рождении.
- Копии свидетельств и паспортов.
- Выписка из домовой книги со дня присвоения ордера и по дату обращения. Причем указываются не только проживающие, но и выбывшие граждане.
- Финансовый лицевой счет (копия) с обязательным указанием даты возведения дома.
- Договор соцнайма и его копия.
- Если были выписаны несовершеннолетние граждане, выписка из домовой книги по месту сегодняшней прописки детей.
- Решение суда, если кто-либо из нанимателей выбыл на его основании.
- Разрешение органов опеки на приватизацию опекуном за своего подопечного, если таковые проживают в квартире.
- Квитанция оплаты приватизации и ее копия.
- Заверенный нотариусом отказ, если один из нанимателей не согласен участвовать в приватизации.
- Квитанция оплаченной пошлины.
- Доверенность, если действие проводит представитель нанимателя.
- Справка об уточнении полного адреса приватизируемой квартиры, если есть неточности.
- Заявление установленной формы.
Куда обратиться с заявлением о приватизации квартиры?
Приватизацией сегодня занимается исполнительный орган региональной власти по месту расположения жилья — администрация, районный отдел управления жилищной политики и жилфонда.
Также оформить ее можно через сайт Госуслуг.
Перед обращением необходимо собрать полный пакет документов, затем оплатить пошлину.
Доверенность выдается нотариусом, который подтверждает подписи и полномочия сторон. У него же оформляется и отказ, если кто-либо не хочет участвовать в приватизации. Заверенный отказ прикладывается к общему пакету документов.
Среди прочих структур помощь в приватизации оказывают частнопрактикующие юристы, риэлтерские фирмы. Помощь их не бесплатная, стоит достаточно, однако это реальный способ избавить себя от потери времени и сил.
Кроме того, сотрудники таких компаний помогут собрать пакет документов на приватизацию таким образом, что вероятность получить отказ будет минимальной.
Возможность приватизации через сайт госуслуг действует с 2013 года. Однако, все равно необходимо личное присутствие для подачи заявления и паспорта, квитанции оплаченной госпошлины.
В этом случае процедура проходит легче, так как многие справки и документы сотрудники МФЦ запрашивают у предприятий, учреждений и организаций самостоятельно.
Процедура рассмотрения заявления
Именно рассмотрение заявки на приватизацию жилья занимает больше половины срока всей процедуры. Если всего она длится около 4 месяцев, то 2,5 месяца отведено на изучение документов и рассмотрение заявления.
В установленном образце заявления указывается:
- данные заявителя;
- просьба передать в собственность (личную или долевую) квартиру по адресу;
- дата и подпись.
Затем заявление вместе с пакетом документов на приватизацию муниципального имущества сдается уполномоченному сотруднику, который в соответствии с установленным порядке процедуры назначает дату повторного визита для того, чтобы получить на руки договор о приватизации.
Сотрудники рассматривают заявление и документы. Через 40–60 дней заявитель получает договор или отказ.
Отказ возможен по таким причинам:
- квартира находится в ведомственном МКД;
- помещение является служебным;
- право на бесплатную приватизацию заявителем было использовано раньше;
- дом признан аварийным;
- другие причины по действующему законодательству.
Сроки и примерная стоимость процедуры
Как правило, процедура занимает от 2 до 4 месяцев при самостоятельном обращении.
Многие справки имеют установленный срок действия:
- выписка из домовой книги – 2 недели;
- справка об оплате коммуналки – 1 месяц;
- выписка из ЕГРП – 1 месяц.
Собственно процедура приватизации бесплатна, однако это лишь условно. При оформлении придется заплатить:
- регистрация права общей собственности на помещение в Росреестре – 500 рублей;
- отказ от участия совершеннолетнего нанимателя, заверенный нотариусом, — 500 рублей;
- штраф за незаконную перепланировку в жилье – от 2 тысяч рублей и выше в зависимости от степени нарушения конструкций квартиры;
- подготовка техпаспорта в БТИ – около 1000 рублей;
- справка о том, что наниматели не участвовали ранее в приватизации – 100–200 рублей за каждого заявителя;
- выписка из ЕГРП – 500 рублей.
Получение свидетельства о государственной регистрации права собственности
Нанимателям для регистрации права при приватизации необходимо обратиться в ближайший отдел Росреестра с такими документами:
заявление;
- квитанция уплаченной пошлины;
- паспорта и свидетельства о рождении;
- выписка из кадастрового паспорта помещения;
- ИНН;
- договор о приватизации.
Дополнительно может потребоваться решение суда, органов опеки, справки о законности перепланировки и так далее.
После предоставления документов и заявления, на руки заявители получают расписку в приеме документов. В ней указано, в какое время можно получить свидетельство на право собственности. Чаще всего, оно выдается через месяц после обращения.
Видео: Как шаг за шагом оформить муниципальную квартиру в собственность?
В видеосюжете разбирается вопрос, как действовала программа приватизации жилья в России.
Адвокат дает советы, с чего начать приватизацию муниципальной квартиры, какие документы для этого понадобятся, как пошагово пройти данную процедуру и с какими трудностями может столкнуться при этом рядовой гражданин
Здравствуйте. Брат прописан в комнате общежития, есть договор соц.найма(получен договор и прописан уже год), до этого был прописан в другой области. Он обратился к юристам, они сказали, что нужно быть прописанным не менее 5-ти лет, чтобы приватизировать эту комнату. Правда ли это?
Евгений Степанов
Добрый день Руфина, для того чтобы иметь право на приватизацию необходимо быть включенным в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения, либо самому являться нанимателем и быть зарегистрированным по адресу данной квартиры.
Посоветуйте вашим юристам прочесть Закон РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”.