Пошаговая инструкция при регистрации права собственности на недвижимость
Смысл регистрации заключается в признании государственными органами права на владение тем, или иным объектом недвижимости независимо от его назначения.
Вновь зарегистрированная собственность заносится в Единый государственный реестр.
Этим вопросом в нашей стране ведает единственный государственный орган носящий название Росреестр, или Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Основания для регистрации
Любой вид недвижимости проходит регистрацию именно в Росреестре, после чего выдаётся документ соответствующего образца, подтверждающий права собственности на него. Сама процедура обоснована и узаконена разделом №13 Гражданского кодекса РФ.
Причём в качестве собственника может выступать как юридическое, так и физическое лицо.
Поскольку в собственность недвижимость может перейти различными способами, то и оформление прав на неё производится на основании документов, подтверждающих тот или иной законный способ владения строением или земельным участком.
Наиболее часто встречающимся основанием для регистрации является договор о совершении сделки купли-продажи, дарения, или приватизационный договор.
Документы для прохождения регистрации
Для регистрации права собственности на недвижимость необходимо будет собрать комплект определённых документов. Причём в каждом отдельном случае набор документов может существенно отличаться.
Всё зависит от того каким способом было приобретено регистрируемое имущество, и от его вида.
Так, при регистрации права собственности на земельный участок обязательно потребуется:
- Правоустанавливающий документ, которым может быть договор купли-продажи, дарения и т.п.
- Кадастровый паспорт участка, как основополагающий документ.
- Справка о наличии на участке какого либо строения, или об отсутствии такового.
- Если участок проходит регистрацию в первый раз, то обязательным будет выданный органами местного самоуправления о передаче его в собственность.
- Возможно, потребуется согласие супруга (или супруги), которое непременно должно заверяться нотариально.
Регистрация жилых строений связана с более ёмким пакетом документов:
- Непременно нужно будет предоставить договор дарения, мены, или иной документ, подтверждающий права на данную жилую недвижимость.
- Технический и кадастровый паспорт на объект недвижимости. Это совершенно различные документы и путать их не следует.
Несколько по иному происходит регистрация дачных домов и других строений, предназначенных для ведения садоводческой деятельности. Такая регистрация в настоящее время производится по упрощённой схеме.
Владелец дома, подпадающего под определение дачного, заполняет бланк, в котором без всякого участия БТИ указывает основные параметры регистрируемого дома.
Регистрация перехода права на квартиру в многоэтажном доме, приобретённой на вторичном рынке жилья мало чем отличается от регистрации прав на отдельное жилое строение.
Все необходимые документы новым владельцем должны быть получены от прежнего хозяина квартиры в результате совершённой сделки, это:
- Технический паспорт.
- Правоустанавливающий документ.
- Акт приёма передачи объекта регистрации от старого владельца новому.
- Согласие супруга на совершение этой сделки, заверенное нотариусом.
- Может возникнуть надобность в дополнительных документах, или же справках.
В любом из перечисленных случаев к пакету документов добавляется:
- заявление о регистрации;
- квитанция об оплате госпошлины;
- гражданские паспорта участников сделки с недвижимостью;
- копии основных документов, предоставляемых для регистрации прав собственности.
Процедура оформления права собственности
Как уже отмечалось выше, вопросами регистрации ведает Росреестр. И на все вопросы, связанные с этим можно получить ответ именно в территориальных отделениях Росреестра. Документы на регистрацию нужно подавать в тот отдел, к территории которого относится регистрируемый объект недвижимости.
После предварительного просмотра представленных документов, они будут приняты на проверку и собственно регистрацию, законодательно закрепляющую право собственности на регистрируемый объект недвижимости.
Если достоверность представленных документов не вызовет никаких вопросов, и не будут затребованы дополнительные справки и документы, на руки заявителю на регистрацию выдаётся расписка в том, когда и какие документы приняты с их перечнем, а также указывается дата выдачи свидетельства о праве собственности.
Срок регистрации прав собственности на недвижимое имущество в Росреестре на сегодняшний день составляет 10 рабочих дней, но в отдельных случаях это может растянуться на срок до 14 календарных дней.
Если говорить о процедуре регистрации прав собственности на недвижимость, то всю её можно условно разбить на такие этапы:
- Подача подготовленного пакета документов в территориальное отделение Росреестра.
- Проверка предъявленных документов на достоверность и соответствие законам РФ.
- Проверка правильности и законности правоустанавливающих документов.
- Проверка соответствия между зарегистрированными и заявленными правами.
- Внесение записи о регистрации в Единый Государственный Реестр.
- Отметка о регистрации в правоустанавливающих документах владельца недвижимости.
- Выдача свидетельства о праве собственности владельцу регистрируемого имущества.
Получение свидетельства
И вот, наконец, после всех волнений и ожиданий наступает момент получения свидетельства о регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Только с этим документом на руках человек становится полноправным хозяином своего имущества, и волен делать с ним всё, что он захочет.
С началом текущего года свидетельства стали выписываться на бланках нового образца. Они не имеют водяных знаков, и печатаются на чистом листе белой бумаги. Документ заверяется круглой печатью Росреестра, и, соответственно, подписью регистратора.
Пугаться документа без водяных знаков нет причин, поскольку достоверность его всегда легко проверить. Достаточно зайти на сайт Росреестра, и заказать выписку о свидетельстве, которая через несколько минут будет прислана на указанный электронный адрес.
Видео: Новое в процедуре регистрации прав на недвижимое имущество граждан
В видеосюжете обсуждаются последние изменения законодательства, касающиеся порядка регистрации прав собственности на отдельные виды недвижимости.
Рассказывается, какие меры принимаются государством для сокращения срока регистрации прав, уменьшении пакета документов для подтверждения права собственности на недвижимость, и иные способы упрощения процедуры обращения с данным вопросом в госучреждения.
На основании договора о передаче квартир в собственность от 1992 года, решили с мужем оформить Право собственности. На момент приватизации было двое несовершеннолетних детей и в договоре они указаны как члены семьи.Дети выросли и уехали, т.е. Не живут в данном населённом пункте. Нужно ли от них заявления об отказе от приватизации. И должны ли они присутствовать лично .
Евгений Степанов
Здравствуйте Любовь, отказ от участия в приватизации требуется на этапе подготовки договора на передачу государственного (муниципального) жилого помещения в собственность. В договоре должны быть указаны члены семьи нанимателя муниципального жилого помещения которые на момент заключения договора зарегистрированы по месту жительства в приватизируемой квартире и в соответствии с законом должны получить долю в праве собственности.
При оформлении государственной регистрации права собственности в Росреестре, на основании данного договора квартира будет распределена в равных долях владения между всеми членами семьи, указанными в договоре.
Продаем квартиру,риэлтер вызывает подозрение,тк говорит одно, на бумаге другое,обязывал нас самих собирать справки и увозить.Срок сделки 10 июля,но с нмы не знаем итога,не знаем когда выписываться Много вопросов,ему не верим За услуги ему 150 тр по договору. Ответ,я свою работу выполнил, покупателя привел,осмотр квартиры произведен по акту. Больше от меня н чего не зависит. Покупатели вроде в ипотеку покупали нашу. Мы запросили предоставить доказательства сдачи документов в банк ВТБ,на что получили ответ: Банк не выдал расписки о предоставлении документов. Это как так????
Евгений Степанов
Здравствуйте Светлана, в вашем случае нужно смотреть договор с риэлтором в части его обязательств. Возможно там действительно указано, что в его обязанности входит только найти покупателя и провести осмотр.
Если риэлтор не желает сопровождать сделку, и не обязан этого делать по договору, который вы с ним заключили, то вам теперь нужно связаться с покупателем самостоятельно и обсудить условия оплаты и выписки из квартиры. Если ипотека, значит это условие обязательно должно быть отражено в договоре купли-продажи, внимательно читайте договор прежде чем подписывать.
Добрый день! Я оформляю в собственность на жилое помещение в г.Сочи. Сделка нотариальная. Заключается договор купли-продажи на помещение и часть земельного участка, а также передаточный акт на это имущество. Так же часть общего нежилого помещения 1/32 общей доли (подъезд) передается по договору дарения. Нужно ли мне платить НДФЛ с договора дарения? Оформлен только сам договор, передаточный акт нет. И надо ли в обязательном порядке оформлять передаточный акт на подъезд?
Евгений Степанов
Добрый день Ольга, передаточный акт к договору купли-продажи объекта недвижимости необходим, если в самом договоре нет условия о непосредственной передаче жилья. При наличии акта, обычно он подписывается в момент фактической передачи ключей и документов. Для регистрации права собственности акт не потребуется, главное – договор.
Согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению только те доходы (в том числе и в виде недвижимости), которые получены в дар от близкого родственника. Если недвижимость получена в дар от дальнего родственника или постороннего лица, то потребуется оплатить налог на доходы в размере 13% от стоимости объектов.
Здравствуйте я приобрёл в деревне дом с приусадебным участком у предыдущих хозяев утерян технический паспорт на дом могу ли я его восстановить и куда мне обратится? Спасибо
Евгений Степанов
Добрый день Василий, выдачей технических паспортов занимается Бюро технической инвентаризации (БТИ), именно там его можно заказать с нуля или восстановить в случае утраты. Подайте заявление о выдаче дубликата и он будет выдан в течение нескольких дней.
Вам потребуется паспорт и выписка из ЕГРН, подтверждающая, что собственником данного дома являетесь вы. Размер государственной пошлины за оформление зависит от региона, в котором находится жилой дом, а также от срока его выдачи.