Образец акта приема-передачи квартиры

Переход прав на жилое имущество от одного лица к другому предполагает необходимость составления соответствующего документа. Он называется актом и оформляется по особым правилам.

Акт приема-передачи

Составление передаточного акта

Документально заселение на новую жилплощадь требует правовой фиксации, что детально прописано в рамках ст. 556 ГК РФ. В ней сообщается, что в качестве начала действия права выступает момент, в который документ был подписан. Спорные ситуации, возникающие между сторонами, зачастую подлежат решению в судебном порядке. В этой ситуации заключенные ранее устные договоренности никакой юридической значимости не имеют.

Акт – не самостоятельный документ. Его оформление производится в качестве приложения к договору сделки. После передачи сторонами документов в адрес ГКН происходит соответствующий прием и передача правомочий. Фиксация этого факта осуществляется в рамках произвольной формы без какого-либо шаблона. Поэтому допустимо использовать нестандартные методики оформления отношений.

Но стоит понимать, что данная документация является крайне важной. Поэтому текстовая часть составляется максимально рационально и лаконично с соблюдением юридической специфики и точности. В процессе составления во внимание принимаются пожелания и интересы обеих сторон. Это позволит обезопасить проводимую сделку и повысить уровень защищенности ее субъектов.

В соответствии с нормами действующего законодательства, имущественная собственность лица, под которым владелец расписался, отчуждается в адрес принимающей стороны на временной отрезок, фигурирующий в документе. В случае операции с имуществом передача производится на бессрочной основе. Чтобы документ получился полным и емким, необходимо внести в него требуемый набор реквизитов.

Необходимые реквизиты

Бумага предполагает необходимость во внесении данных, связанных со сторонами и предметом сделки, заключенной и удостоверенной гражданами. В случае необходимости совершенная операция подлежит регистрации в государственном реестре. Перечень реквизитов является следующим:

  • название документа;
  • ссылка на правоустанавливающее соглашение;
  • указание сторон в соответствии с текстовой частью соглашения;
  • персональные данные участвующих лиц;
  • место и дата передачи по факту.

Необходимые реквизиты

Немаловажную роль играет перечисление кадастровых параметров, технических характеристик объекта сделки. К этой категории относятся следующие данные:

  • показатель общей площади и территории, предназначенной для проживания;
  • наличие в объекте недвижимости определенных удобств;
  • описание материалов изготовления постройки, перекрытий, стен;
  • ремонт (в каком году был сделан, индивидуальные особенности);
  • общее состояние стен и потолочных конструкций, полового покрытия.

После этого предоставляется формулировка, связанная с передачей и последующим приемом недвижимого объекта без каких-либо претензий к квартире. На последнем этапе проставляются подписи.

Кто подписывает акт

Чтобы документ обрел юридическую силу и стал значимым с точки зрения закона, т. е. мог защитить права и интересы сторон, необходимо, чтобы участвующие в сделке стороны проставили на нем свои «автографы». К субъектам, подпись которых требуется в обязательном порядке, относятся следующие лица:

  • отчуждающая сторона (подписью он подтверждает факт согласия на отчуждение имущества);
  • принимающий гражданин (свидетельствует о факте приема собственности в распоряжение и пользование);
  • поверенное лицо (если оно принимает непосредственное участие в сделке);
  • посредник (чаще всего это нотариус, подпись нужна только в том случае, если стороны обращались за его услугами).

При необходимости включения в сделку третьих лиц они также проставляют свои подписи на последнем этапе составления документа.

Значение документа

В нормах нынешнего законодательства понятия акта приема-передачи как такового не существует. Однако его оформление требуется в отношении всевозможных разновидностей сделок/соглашений. Целесообразно задуматься о его подписании в следующих ситуациях:

  • при заключении между сторонами соглашения купли-продажи (акт нужен в целях подтверждения состоявшейся сделки и отсутствия взаимных претензий);
  • в процессе передачи итога выполненных работ/услуг;
  • при отсутствующем договоре в письменном виде (устном соглашении).

Базовая задача, стоящая перед документом – обеспечение фиксирования перехода объекта или результата оказанных услуг от исполнителя (продавца) к заказчику (покупателю). Многих людей волнует вопрос, насколько обязательным является данный документ. В большей доле ситуаций такое требование законом не установлено. Тем не менее, для отдельных форматов сделок заключение дополнительного соглашения строго обязательно. Список условий, отраженных в нем, определяются сторонами в индивидуальном порядке.

Данный документ выступает в качестве весомого доказательства в случае наличия претензий по количеству, качеству товара. Он способствует регулированию спорных моментов и фиксации даты фактической передачи товарных позиций. Вот самые распространенные ситуации целесообразного применения данной бумаги:

  • основание для перевода денег в адрес поставщика (продавца);
  • база для расчета по оставшейся сумме при недавнем перечислении аванса;
  • основа предоставления льготной ставки на ипотеку;
  • инструмент получения вычета имущественного характера.
При указании недостатков и претензий в тексте соглашения оно поможет решить спорные ситуации с учетом интересов обеих сторон.

Особенности составления

Составление обязательно осуществляется в письменной форме. Несмотря на отсутствие установленного законодательством образца, на практике применяется формальный шаблон. Он предполагает наличие в бумаге следующих данных:

  • дата, в которую произошло составление, а также место оформления отношений;
  • реквизиты, принадлежащие обеим сторонам;
  • предмет, по которому совершена сделка;
  • его описание (подробно).

Чтобы иметь представление о структуре и нюансах составления документа, стоит рассмотреть отдельные виды бумаг и порядки их заполнения.

Особенности составления

Договор купли-продажи квартиры

В ходе приобретения жилого имущества владелец получает его в собственность на бессрочной основе, т. е. операция актуальна до момента наступления следующей сделки, при которой может последовать отчуждение собственности. Но требуется принимать во внимание полномочие покупателя на возврат жилища и аннулирование составленного договора купли-продажи (в ситуации, если передача произошла ненадлежащим образом, и к продавцу имеются претензии).

Есть несколько этапов, в которых проходит данная процедура:

  • оформление соответствующего соглашения – договора купли-продажи;
  • регистрация объекта в соответствии с официальными нормами и требованиями;
  • формирование акта приема-передачи.

Составлением акта занимается традиционно лицо, отчуждающее объект. В текстовую часть при этом стоит включать перечень переданных имущественных единиц и характеристик с указанием степени амортизации, согласно справочным данным из БТИ и визуальным параметрам.

Если в акт произошло внесение существующих плюсов и минусов в процессе требования возврата лицо, составившее текстовую часть акта, получает право на требование хорошего состояния квартиры или отказ в нерациональных притязаниях.

В ходе изучения данной ситуации судебные органы, скорее всего, потребуют акт передачи жилого имущества, чтобы удостовериться в постановке покупателем его «автографа» под набором указанных характеристик, к которым появились претензии. Если они были указаны в ходе приема жилья, происходит отклонение иска. Документ (акт) выступает в качестве приложения к соглашению купли-продажи и подлежит хранению на всякий случай. Число экземпляров равно числу сторон.

Договор приема-передачи квартиры при аренде / найме

Аренда квартиры зачастую производится без соответствующего оформления в письменном виде. Этот аспект предполагает как преимущества, так и отрицательные стороны. Плюсы заключаются в мобильности действий сторон и возможности выселения арендатора по его собственному усмотрению и/или желанию работодателя. Документы, не подготовленные к приемке, предполагают возникновение определенных последствий правового характера:

  • отказ арендатора от несения материальной ответственности в случае причиненного ущерба;
  • принуждение недобросовестного собственника жилья к выплатам за испорченную мебель, если порча произошла до факта заселения.

При присутствии оформленных документов граждане начинают нести ответственность за вверенную собственность.

При безвозмездном пользовании

Владельцы квартиры, вынужденные уехать на определенное время, стремятся оставить свое жилье «под присмотром», заселяя туда друзей, родственников. В этой ситуации по факту происходит передача имущественной собственности.

  1. В качестве одной стороны выступает ссудодатель. Он должен продумать и описать все характеристики жилья с указанием предметов мебели и вещей, которыми получатель может пользоваться в период его отсутствия.
  2. Другой участник соглашения – ссудополучатель. Его задача заключается в проверке всех нюансов договора и внесении корректировок при острой необходимости.

Акт прилагается к договору с указание временных рамок передачи квартиры. В текстовой части нужно предусмотреть перечень требований друг к другу и последствия, которые наступят в случае порчи имущественной собственности.

Квартира в новостройке и от застройщика

Оформление квартир в новостройках осуществляется силами застройщика или подрядчика. В целях выявления юридической дееспособности субъекта, занимающегося отчуждением квартиры, участники долевого строительства обязуются определить уполномоченное на отчуждение собственности лицо. Оно, в свою очередь, занимается подготовкой документации по приемке здания вследствие завершения возведения. Участники также наделены правом – требовать копий этих документов, что позволит предотвратить мошенничество и «серые» схемы (ФЗ №214).

Если оформление акта произошло не по правилам, и некоторые пункты вовсе были проигнорированы, новоселы рискуют не получить свидетельство, которое удостоверяет правомочие на пользование жильем. Аналогичная ситуация сложится и вследствие неправильного оформления бумаг. Стоит также обратиться к договору долевого участия и рассмотреть порядок оформления сделки при его составлении. Оформление акта в этой ситуации осуществляется в соответствии с типовым образцом шаблонного вида без необходимости подробного описания характеристик объекта собственности.

Скачать образец акта приема-передачи квартиры можно по ссылке.

Указание недостатков

Недочеты разделяются на 2 группы:

  • выступающие в качестве факта покупки квартиры, оказавшие влияние на параметр ее стоимости в меньшую сторону (описание этих моментов осуществляется в контексте);
  • подлежащие исполнению (владельцы жилья наделены правом указания недочетов, которые впоследствии изучаются и анализируются членами уполномоченной комиссии и включаются в смотровой лист).

В этом пункте фигурируют не только недоработки, но и временные рамки, в которые арендодатель обещает их устранить (исправить). При игнорировании этих требований граждане вправе подать исковое заявление в фискальные органы.

Таким образом, отчуждение квартиры – достаточно простая процедура, которая при грамотном и умелом оформлении пройдет успешно и обеспечит защиту интересов обеих сторон сделки. Акт – документ, не являющийся самостоятельным. Он выступает в качестве приложения к основному соглашению и составляется в индивидуальном порядке, без использования конкретного шаблона.

Дополнительную информацию по составлению акта можно найти ниже на видео.

Автор статьи:
Дарья

Оценка статьи

-
1
+
Возможно Вас так же заинтересует:
Как продать квартиру, если собственник – несовершеннолетний ребенок Покупка земельного или дачного участка: что нужно знать Как купить квартиру дешевле В каких случаях можно расторгнуть договор купли-продажи квартиры и чревато ли это негативными последствиями? Как можно распорядиться муниципальной квартирой после ее приватизации и через сколько можно ее продать? Когда организуют аукцион по продаже земельных участков, процедура его проведения Какой этаж лучше выбрать при покупке квартиры в новостройке Какие документы потребуются для покупки квартиры на вторичном рынке в 2023 году Особенности заключения договора купли-продажи квартиры или иной недвижимости с рассрочкой платежа С чего начать продажу квартиры без посредников и что нужно сделать для ускорения этой процедуры
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных